Сфера услуг: кому и сколько следует оставлять чаевых?
Чаевые, которые еще недавно считались видом добровольного поощрения особо услужливых клерков, с недавних пор превратились в неприятную обязанность, которая довольно ощутимо ударяет по карману израильтян, не желающих прослыть жадинами. При этом мест взимания "сверхплановых" денег становится все больше.
Ели несколько лет назад чаевые (на иврите их именуют "тип") было принято оставлять лишь в ресторанах и гостиницах, то сегодня их требуют таксисты, парикмахеры, посыльные, косметички, грузчики, сотрудникам АЗС и автосервисов и многим другим представители сферы обслуживания.
Несмотря на то, что "типы" превратились в обязательный компонент выставляемого счета за услуги, точной их суммы не знает никто. Исследователи университета им. Бен-Гуриона в Беэр-Шеве выяснили, что в кафе и ресторанах средний размер чаевых составляет 15,7% от общего счета.
И если в прошлом, сидя за барной стойкой, можно было сэкономить на чаевых, то сегодня клиенты лишены и этой возможности. По признанию барменов, редкий клиент не оставляет им 12-15% от суммы заказа.
Сотрудники автосервисов и моек автомобилей зарабатывают на "типах" 100-150 шек. в день (по 5-20 шек. за машину), а заправщики получают дополнительные 50-70 шек. от особо щедрых клиентов.
Поход в салон красоты опустошает кошелек значительно быстрее: парикмахеру следует оставить 25-50 шек., маникюрше - 10-20 шек., а косметичке - 20-50 шек. При этом никто из них не постесняется напомнить об этом по окончании процедуры.
Посыльные пока готовы ограничиться 5-шекелевым "типом", горничные в гостиницах 5-10 шек., а подростки, складывающие покупки в супермаркетах, будут рады и 2-3 шек., полученным от благодарного покупателя.
Самыми дорогими (в смысле чаевых) оказались экскурсоводы. Им принято оставлять 250-500 шек. в зависимости от численности группы.
Однако и на этом длинный список получателей "типов" не заканчивается. Любой представитель сферы услуг с надеждой заглядывает в глаза и в кошелек своего клиента, рассчитывая получить сверхнормативный, а часто и абсолютно незаслуженный бонус.